Две системы мышления Канемана: пилот и автопилот

Две системы мышления Канемана: пилот и автопилот

Две системы мышления Канемана: пилот и автопилот

(отрывок из моей новой книги «Продавец иллюзий»)

Известный психолог, один из основоположников поведенческий экономики и лауреат нобелевской премии Даниэль Канеман в своем международном бестселлере «Думай медленно, решай быстро» убедительно показал то, о чем давно знала ваша пра-бабушка и мой пра-пра-дедушка на уровне народной мудрости и эвристик: в одних ситуациях мы думаем и принимаем решения быстро и интуитивно, а в других медленно и осознанно.

Канеман назвал это Системой 1 (автопилот) и Системой 2 (пилот). Рассмотрим их немного подробнее, чтобы закрепить различия, и затем перейдем к практике.

Автопилот:

  • обрабатывает информацию быстро, интуитивно, не требует осознанных размышлений
  • ситуации, которые мы встречаем много раз, со временем записываются в нашу подкорку и в будущем решаются автопилотом – быстро и без раздумий (поэтому так важны 10 тыс часов практики, которые сделают вас мастером любого дела)
  • по моему мнению, те вынужденные упрощения реальности, которые производит наш мозг под напором увеличивающейся информации, попадают в сферу обработки автопилотом. Это увеличивает количество ошибочных решений – житейских и профессиональных – которые мы совершаем.
  • большую часть нашей жизни мы находимся в режиме автопилота – так уж мы устроены. Многие люди сейчас борются с этим, практикуя осознанность.

Пилот:

  • Когда мозг встречает ситуацию, которая не кажется ему давно известной и много раз решенной, он подключает сознание для ее решения.
  • На это мозг тратит больше энергии и времени. Это часто вызывает дискомфорт (и возможно объясняет, почему мы не любим изменения и выход из зоны комфорта).

Таким образом, понимая серьезные ограничения нашего сознания (пилота), приходит и понимание ограниченности, невыгодности или опасности быстрого мышления, которое навязывается внешней средой. В противоположность естественному медленному процессу множественного повторения и последующего перехода в подсознание. В этой ситуации есть и те, кто выигрывает – например, понимающие это маркетологи.

Примером много раз, часто веками, проверенных практических правил (их еще называют эвристиками) является народная мудрость, пословицы, поговорки и советы вашей бабушки, которые ей передала ее прабабушка (ну и так далее). Так вот, на тему скорости таких мудрых изречений их пруд пруди:

  • Поспешить – людей насмешить
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь
  • Кто понял жизнь, тот не спешит

Стоит прислушаться к отфильтрованному множеством поколений. По Эффекту Линди эти поговорки или эвристические правила проживут дольше, чем, например, возможный современный ремикс «Помедлишь – людей насмешишь».

Известный российский публицист и социолог Сергей Кара-Мурза в одном из своих интервью предполагал, что провинциально-деревенская медлительность с почесыванием репы на самом-то деле может быть полезной и естественной реакцией никуда не спешащего человека. Тогда как в мегаполисах нас все время торопят отвечать и решать быстро, и как-то неудобно бывает задуматься (то есть «тупить»). А стоило бы. Сам я часто бываю медленным, если речь идет о том, о чем я ранее долго не думал. Чем быстрее думаешь над незнакомой ситуацией, тем больше интуитивно, а следовательно больше вероятность ошибиться.

Говорят, что если, например, не отвечать на вопрос молниеносно, а сделать паузу и задуматься, то можно сойти и за умного. Выгодно – как ни крути. Пользуйтесь.

Читать следующую главу: «Что с этим делать?»

Вернуться назад к СОДЕРЖАНИЕ

Поделиться
Алексей Петросянц

Маркетолог-практик, интернет-маркетолог, автор, преподаватель маркетинга в РАНХ, спикер, консультант. В маркетинге и рекламе с 2007 года. Работал в крупнейших международных компаниях с такими брендами как Mentos, Président, Galbani, NIVEA и другие.

Пока лишь 1 комментарий

Aviakompaniya Опубликовано2:40 дп - Фев 10, 2019

При принятии любого решения действуют две системы: скрытая от сознания система работает в качестве автопилота, а явная система выполняет функции пилота.